Александр Петраков: «Я переборщил и сразу выиграл золото»

Завершаем публикацию интервью главного тренера чемпионов мира — юниорской сборной  Украины U-20 — Александра Петракова еженедельнику Футбол

Украинскому футболу нужна государственная программа

— Вы поняли Маркевича, который не выпустил в финале ЛЕ с Севильей Лучкевича и одновременно не дал Валере нормально подготовиться к ЧМ-2015?

— Глупости! Я с Мироном Богдановичем был на связи. Он сказал, что вопрос Лучкевича — моя прерогатива. Как ты считаешь нужным, так и поступим. Примешь решение, что он тебе нужен в сборной, я отпущу его к тебе. Вот так дело обстояло.

То, что он его не выпустил в финале — это уже другой вопрос. Он видел, кто лучше на данный момент. Я же со своей стороны не имел права лишить парня возможности поучаствовать в таком празднике жизни, как финал Лиги Европы. ФИФА пошла нам навстречу, изменив дату вылета Лучкевича, и Валера сразу после финала из Варшавы полетел в Новую Зеландию тем же путем, что и мы — через Стамбул и Гонконг. Валера прибыл в день стартовой игры с Новой Зеландией, но я сознательно не выпустил его в первом матче.

Выбор Александр Петраков о выборе состава на ЧМ и дружбе с коллегами

— Почему Лучкевич не прижился в Бельгии, хотя многие наши там очень даже ничего адаптируются?

— Не знаю. С Валерой больше не контактировал.

Валерий Лучкевич

— Почему такой специалист, как Маркевич, не востребован в Украине?

— Потому что у него есть планка. Он может работать только на высочайшем уровне. Он не пойдет в маленькие клубы. Шахтер и Динамо его не позовут, а Днепр и Металлист умерли. Куда Мирону Богдановичу идти? Вот он и работает с национальными сборными.

— Как вы отнеслись к назначению Михайличенко в Динамо? Десять лет без тренерской практики — это большой аргумент не в пользу Михайличенко?

— Он был в структуре клуба, в курсе всех дел. Его назначение — решение президента клуба. Я не могу комментировать его.

— Вам интересно смотреть чемпионат Украины?

— Да, конечно. Там много моих подопечных играет. Прошу заметить, это мои не воспитанники, а подопечные. Тренер сборной никогда не имеет своих воспитанников. Гармаш, Бурда, Ксенз… Вот эти парни — да, мои. Гармаша и Бурду я тренировал в РВУФК, а Ксенза — в Динамо. В сборной футболисты появляются эпизодически, а воспитывает игроков клуб.

— Если бы вам дали возможность поменять три вещи в украинском футболе, что бы это было?

— Если бы я имел выход на правительство, то предложил бы создать государственную программу развития футбола на двадцать лет, как поступили в Бельгии, Франции и других странах. Это основа основ. Но я понимаю ситуацию в нашей стране: люди получают мизерную пенсию. Не до футбола! Я уж не говорю о том, что другие виды спорта просто умирают…

Добро и зло Александр Петраков об агентах и арендах

Слава Богу, футбол олицетворяет всю страну и сюда вкладываются кое‑какие деньги. Футбол в Украине остается спортом номер один.

Детективы люблю, а вот философские книги не заходят

— Вы себя относите к жестким или демократичным тренерам?

— Мне сложно себя оценивать. Могу лишь сказать, что с годами стал отходчивым, не поддаюсь сиюминутным эмоциям. Это я называю одним словом — опыт. У каждого тренера и человека свой жизненный путь. Сколько автобиографий ни возьми, у каждого своя стезя. Я наделал массу ошибок, прошел через трудности, многое переосмыслил и исправил. И это в конце концов привело меня к тому, что мы стали чемпионами мира.

— Что важнее: философия тренера или игроки?

 — Здесь такой ком разных мелочей, что этими двумя вещами не ограничишься. На таком уровне, как чемпионат мира, на первый план выходят малозаметные детали. Их очень много. Я очень скрупулезно, например, подошел к подбору кадров. Потому что в коллектив может заползти червячок и все испортить. Есть ребята, которые меня устраивали по игровым качествам, но не устраивали по человеческим. И я их отцепил от ЧМ. Этот урок я извлек из ЧМ‑2015, куда взял некоторых, кого не стоило брать. Футболист может быть стократ одаренным, но своим поведением запросто разложит весь коллектив. Такие пассажиры не нужны. Как оказалось, на этот раз я сделал правильный выбор!

— Виктор Прокопенко говорил: Быть тренером — все равно что сидеть на скамье, куда подведено шесть тысяч вольт. Как бы вы описали работу тренера?

— Прокопенко говорил и не такое. У многих специалистов есть крылатые выражения вроде У меня всегда собран чемодан. Меня может в любую минуту не быть. Если вы думаете, что я стал чемпионом мира и буду почивать на этих лаврах, то ошибаетесь. Я уже забыл чемпионат мира. У меня новая головная боль — как найти ребят в команду 2003 года? У меня контракт истекает 28 ноября 2019 года. В случае неудачи со сборной 2003 года, а мне предстоит тяжелейший отбор, и если быть предельно честным, этот возраст совершенно не впечатляет, ждите, что чемпион мира уйдет в отставку. Даже не сомневайтесь — стану безработным! А вообще хочу сказать, что индивидуально сильных игроков становится все меньше. Ребята перестали индивидуально работать над собой. Клубы должны обратить на это внимание. Я не вижу сейчас изюминок в футболистах. Десять лет назад в каждой команде был неординарный парень, который чем‑то цеплял, мог сыграть нестандартно, смело взять на себя игру. Сейчас всех гребут под одну гребенку. Из ребят делают тактических роботов.

— Что собой представляют быт и расписание тренера молодежки в перерыве между большими турнирами и играми?

— Знаете, после завершения чемпионата мира я две недели был просто пустой. Мне звонила масса журналистов, но я перед всеми извинился и попросил войти в положение. Ничего не хотелось. Даже уснуть не мог. Такой турнир, как чемпионат мира, выжимает все соки, все эмоции. Зато затем тебе не хватает этого адреналина.

 — Чем вы занимались?

— Просматривал игры будущих кандидатов, анализировал, занимался подбором игроков. Мы вернулись в Украину 16 июня. Лег спать в три часа ночи, а 17 июня уже был на финале чемпионата Украины по 2003 году в Счастливом. Хорхе Раффо (директор академии Шахтера, аргентинец. — Ред.) удивился моему визиту — видимо, не ожидал меня увидеть на финале ДЮФЛ. Так что жизнь не остановилась.

— Вы уже десятый год работаете с юношескими и молодежными сборными. Вам не хочется попробовать чего-нибудь нового?

— Мне многие говорили, что после такой вершины у меня не будет мотивации продолжать работу и что мне лучше уйти. Ты стал чемпионом мира. Это потолок. Ты обязан уйти. Но куда? Вы прекрасно знаете, что молодежную сборную мне не дали. Я не завидую и ничего плохого не желаю Руслану Ротаню. Это решение руководства Федерации. Но факт заключается в том, что меня никто и никуда не пригласил.

— Черта характера, от которой с удовольствием избавились бы?

— Удалось избавиться от прямолинейности, которая была мне присуща в молодые годы. Был вспыльчивый, загорался как искра. Теперь стал гибче, мудрее, не спешу с выводами. Знаю, что сперва нужно переспать с мыслями, а потом делать выводы.

— Какие книги читаете?

— Из последних — автобиографию Алекса Фергюсона. Перечитал два раза. Я книги читаю, чтобы отвлечься от футбола. В основном это автобиографии выдающихся личностей. Нельзя 24 часа быть в футболе — можно сойти с ума. Люблю почитать детективы, без привязки к конкретному автору. А вот философские книги не усваиваются.

— Кто самый начитанный футболист среди чемпионов мира?

— Есть ребята, но не хочу называть фамилии, чтобы никого не обидеть, дескать, тот умный, а тот дурак. Я ребятам постоянно повторяю одно изречение: Если читаешь много книг, потом хорошо читаешь игру. Читая книги, ты себе точно не навредишь. Книги помогают развиваться.

— Вся жизнь состоит из мелких открытий. Последнее ваше?

— Я всю жизнь шел к тому, чтобы выиграть какую‑то медаль. Трижды выходил в финальные стадии чемпионата Европы, дважды пробивался на чемпионат мира. И так получилось, что я переборщил и сразу выиграл золото. Вот и получилось: вроде такая радость должна быть внутри, а я пустой. Этот миг победы как метеор пронесся. Фуууух, за секунду! И пустота. Чемпион мира. Что дальше? Понимаю, что надо двигаться дальше, а разум подсказывает, что мне 62 года. Эти годы пролетели за пять секунд. Хорошо хоть работаю с молодыми игроками и не так ощущаю свой возраст!

— Что вы считаете самым важным изобретением человечества?

— Я до сих пор понять не могу, как такое тяжелое летает по небу. Кусок же железа! Удивительное создание Homo Sapiens. Такое придумать и так облегчить связь между людьми!

— Вы верите в судьбу?

— Судьбу человек творит сам. Каждый — кузнец своего счастья. Если ты думаешь, что в жизни все предначертано, то ничего не добьешься.

— Если б у вас была возможность прожить жизнь не с начала, а с любого момента, к какому вы вернулись бы?

— Сейчас уже ни к какому. Я наделал столько ошибок… О них знают только самые близкие люди, моя жена и дети. Я никогда не поделюсь этим. Это только мои ошибки и это моя жизнь.

Підсумки Олександр Петраков: «На Турнірі Баннікова у збірній України було 10 дебютантів»



Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.