В эксклюзивном интервью MatсhDay полузащитник «Байера» и молодежной сборной Украины Владлен Юрченко рассказал о своей адаптации в Германии, жизни в Леверкузене и тренере Роджере Шмидте.
«В шесть лет попал в группу, где были ребята на два года старше»
– Владлен, ты уроженец Николаева, где, собственно, и начал заниматься футболом. Расскажи, как произошло твое первое знакомство с игрой миллионов?
– В шесть лет отец отвел меня в футбольную секцию, и я попал в группу, где были ребята на два года старше.
– А почему так? По твоему возрасту набора еще не было?
– Дело в том, что самая младшая группа состояла из ребят 1992-го года рождения. Не было даже 1993-го, я вообще 1994-го года рождения. Поэтому и пришлось тренироваться со старшими.
– В семье еще кто-то футболом интересовался? Может быть, кто-то даже выступал на профессиональном уровне?
– Нет, на профессиональном уровне точно никто не играл. Папа иногда ходил с друзьями поиграть. На самом деле, все начиналось с того, что я с мамой буцал мяч в коридоре. Мне тогда лет пять было. Наверное, после этого папа и разглядел во мне будущего футболиста (Смеется).
– Насколько известно, твоим первым тренером был Сергей Николаевич Морозов. Сейчас связь с ним поддерживаешь?
– Да, конечно. Когда приезжаю в Николаев, при первой же возможности встречаюсь с ним. С моим отцом Сергей Николаевич также часто общается, всегда может что-то подсказать, помочь. Так что связь мы поддерживаем постоянно.
– В детстве, кроме футбола, еще чем-то занимался?
– Нет. Футбол был моим единственным увлечением.
«Подкупили инфраструктура «Шахтера» и условия, которые предложил клуб»
– В Украине топ-клубы очень тщательно проводят набор в свои академии. Расскажи, как тебе удалось в 13 лет попасть в структуру донецкого «Шахтера».
– Изначально я ездил на просмотр в киевский РУФК. 12 лет мне тогда было. Меня просмотрели, предлагали остаться. Скорее всего, принял бы это предложение, но за три месяца до старта первенства Украины среди юношей я еще играл за команду 1993-го года в Николаеве. После одного из матчей ко мне подошел селекционер «Шахтера» и пригласил приехать на просмотр в Донецк. Поехал на два дня, сыграл пару игр, и вернулся назад. На следующий день после возвращения позвонили и сообщили, что я успешно прошел отбор и зачислен в академию «Шахтера».
– А почему остановил свой выбор именно на донецком клубе? Ведь у РУФК также сильная школа?
– Но, РУФК – это не «Динамо», а «Шахтер» есть «Шахтер». В Донецке все условия были лучше. Поля тренировочные хорошие. В общем именно предложенные условия и инфраструктура «горняков» меня и подкупили.
– В Донецк родители легко отпустили?
– Папа прекрасно понимал, что для моего дальнейшего развитие переход в «Шахтер» – большой плюс. В Николаеве не было смысла оставаться. Потому что дальнейших перспектив практически не было. Да, было тяжело и родителям, и мне, но со временем все привыкли. Это был мой осознанный выбор, о котором нисколько не жалею.
– В составе «горняков» сразу удалось прижиться или не сразу все получалось?
– Первые полгода не все получалась, вначале даже в «основу» не проходил. Постепенно меня начали выпускать на замену. Раз выпустили – забил, второй – тоже. После этого стал не только стабильным игроком стартового состава, но и лучшим бомбардиром команды в весенней части первенства. Просто получал удовольствие от футбола, не останавливался, постоянно работал.
– Свой дебютный матч на профессиональном уровне помнишь?
– Это был матч за «дубль» «Шахтера». Мы играли с «Закарпатьем», а я вышел на замену на заключительные 30 минут. Валерий Иванович Яремченко тогда у нас главным тренером был. Получилось сыграть достаточно неплохо.
«Возможно, тренерский штаб «Шахтера» не видел меня в первой команде»
– В 16 лет тебя Мирча Луческу на сборы и с первой командой. Наверное, и не ожидал, что так быстро попадаешь под «основу» «Шахтера»?
– Да, действительно был легкий шок, когда узнал, что меня берут на сборы с первой командой. Сначала не мог поверить, но потом поехал, абсолютно нормально тренировался, почувствовал, что все возможно.
– Во время сборов у тебя был какой-то разговор с Мистером? Возможно, обсуждали твои дальнейшие перспективы в «Шахтере»?
– Нет, у меня вообще никогда не было разговора с Мирчей Луческу.
– Вскоре тебя, как и еще нескольких молодых футболистов «Шахтера», забрал к себе в «Ильичевец» Валерий Яремченко. Каковы ощущения от дебюта в Премьер-лиге?
– Прежде всего, ощутил высокий уровень и класс турнира. Кроме того, в моей дебютной игре наша команда победила в Запорожье «Металлург» – 4:0, а я отдал результативную передачу. Так что можешь представить мои эмоции и состояние.
– По окончании сезона-2010/2011 ты вернулся в Донецк. Почему?
– Получил травму, и достаточно долго не мог играть. Меня и вернули в Донецк, чтобы я мог пройти нормальный курс реабилитации. Был не прочь продолжить выступления в Мариуполе, но так сложились обстоятельства, ничего не поделаешь.
– После возвращения, в «Шахтере» тебе так и не предоставили шанс сыграть на высшем уровне…
– Тяжело сказать, почему так получилось. После своего выздоровления, снова начал играть в «дубле». За последние полгода, которые провел в дублирующем составе, сумел в 17 матчах забить 18 мячей. Но в клубе на это никто не обратил внимание. Меня не взяли и на сборы с первой командой. Да и разговоров никаких не было.
– Может, в клубе уже знали об интересе «Байера», поэтому и не стали привлекать к «основе»?
– Нет, в тот момент никто ничего не знал. Так получилось, а почему – я не знаю. Возможно, тренерский штаб не видел меня в первой команде.
«Знал, что «Байер» следит за мной»
– Была информация, что «Байер» «вел» тебя целый год, прежде чем подписать с тобой контракт. Ты сам об интересе со стороны немецкой команды знал?
– Да. Знал, что немцы за мной наблюдали. Они ведь меня в матчах и за юношескую сборную просматривали. То есть интерес был, но до конкретики дело не доходило. На «Шахтер» никто с официальным предложением не выходил.
– Твоим переходом занимался известный на постсоветских просторах агент Андрей Головаш. Как ты начал с ним сотрудничать?
– С момента, когда получил травму в «Ильичевце». Он мне во всем помогал, постоянно поддерживал. И я ему очень благодарен за все, что он сделал для меня. Именно он предоставил мне шанс сыграть на серьезном уровне. Все знают, что Андрей хороший менеджер и прекрасный человек. Был знаком с ним заочно, потом так получилось, что мы начали совместное сотрудничество.
«С первых голом за «Байер» поздравляли все»
– В «Байере» ты в первом же контрольном матче отметился голом. Партнеры по команде оценили дебют?
– Да. Поздравляли все, начиная от партнеров по команде и заканчивая родственниками и друзьями в Украине. Да и так в контрольных матчах мне часто удавалось забивать. Посчастливилось расписаться в воротах «Марселя», «Локомотива»…
– Разговаривал по поводу своих перспектив с главным тренером «Байера» Роджером Шмидтом?
– Конечно. Мы много общаемся, тренер дает понять, что со временем собирается подпускать меня к основному составу. Для стабильных выступлений в Бундеслиге нужно еще набрать хорошую физическую форму, чтобы никому не уступать. На данный момент тренер доволен моей работой на тренировках, тем, как я провел сборы, сыграл в товарищеских матчах. Также похвалил меня за первый матч в чемпионате против «Аусгбурга». Мне есть еще над чем работать, но также есть и доверие главного тренера.
– Как бы ты охарактеризовал этого специалиста? Насколько он считается своим в коллективе, или же Шмидт держит дистанцию?
– Никакой жесткой субординации. Со всеми тренер обращаться на равных, человек он открытый, простой. О Роджере Шмидте можно сказать, что он – настоящий наставник и друг. Да и в целом в команде все дружат, хороший такой подобрался коллектив.
– В молодежной сборной тебя больше используют на позиции опорного полузащитника, а в «Байере» ты больше ориентирован на атаку. Лично для тебя, какая позиция более удобная?
– Конечно, мне удобней играть под нападающими, как меня используют в «Байере». Я всю жизнь играю впереди, поэтому именно ближе к чужим воротам я себя чувствую более комфортно. Честно скажу, мне больше нравиться забивать мячи, нежели играть в отборе.
«Переводчик стал «моей тенью»
– Как у тебя с немецким языком? Хоть немножко говорить по-немецки можешь?
– Да, сейчас уже более-менее могу что-то сказать, с кем-то поговорить. Не только в футбольном плане, но и в быту уже начинаю немножко привыкать к их языку, изъясняться. Могу что-то в кафе заказать покушать, на улице у кого-то что-то спросить. Слава Богу, уже не так тяжело, как в первые дни, когда вообще ничего не знал, и говорить на немецком не мог. Клуб предоставил мне переводчика, он стал практически моей тенью. На тренировках помогает, в быту. Даже не знаю, что бы без него делал (Смеется). Плюс, занимаюсь с репетитором.
– Как учеба продвигается?
– Ну, так. Немецкий очень тяжелый язык, к нему нужно привыкнуть. Произношение, грамматика… Но сейчас дела уже намного лучше.
– Как простроен тренировочный процесс в «Байере»? Есть ли какое-то сходство с теми требованиями, которые предъявлялись в «Шахтере»?
– Как и в «Шахтере», в «Байере» все происходит на маленьком пространстве. Игроков заставляют быстро думать, принимать решения в считанные секунды. Очень много отрабатываем дальние удары, играем в одно-два касания. То есть, в этом и есть большое сходство с тренировочным процессом донецкого клуба.
– В команде уже успел с кем-то подружиться?
– Дружеские отношения поддерживаю со всеми. А если говорить о каком-то плотном общении, то тут языковой барьер дает о себе знать.
– А разве в «Байере» никто не говорит по-русски?
– Чего же… К примеру, тот же Спахич, но он значительно старше меня. Можем с ним перекинуться пару словами, узнать, как дела. Скажем так, обычные рабочие отношения.
– Как у тебя обстоят дела с бытом? Где ты живешь, кто помогает освоиться?
– Все хорошо, снимаю квартиру в Леверкузене. Первое время жил сам, сейчас часто приезжает моя девушка. Скоро также родители должны приехать. В общем, потихоньку адаптируюсь и к самой Германии, и к здешней жизни.
– Уровень жизни в Германии и Украины сильно отличается?
– Это огромная разница.
– И что, прежде всего, бросается в глаза?
– У них везде дисциплина. Можно сказать, что это национальная черта. Все улицы убраны, чистые, все соблюдают правила. Как написано, так и должно быть. Вот пример. Когда переходишь через дорогу, пускай даже не в предусмотренном для этого месте, тебя всегда пропустят. Переходя же дорогу на пешеходном переходе, ты вовсе не задумываешься над тем, чтобы тебя могут сбить. Паркуются все на специальных стоянках, где попало машины не бросают. В Германии все иначе.
«О Воронине в «Байере» помнят»
– Если судить по примерам Дракслера, Майера, Фолланда, Лено можно сказать, что в Германии молодежи намного проще заявить о себе, чем в Украине?
– Трудно об этом говорить наверняка. Просто в Германии футбольная структура построена таким образом, чтобы как можно легче адаптировать молодых футболистов к профессиональному футболу. Здесь молодежи больше доверяют, не бояться молодых игроков подпускать к основным командам. У немцев что ни поколение в молодежной сборной – так все игроки Бундеслиги. Из-за этого у них не возникает проблем на юношеском, молодежном уровнях. А потом и для национальной сборной у них много кандидатов.
– В свое время за «Байер» выступал Андрей Воронин. Тебя, случайно, с ним не сравнивают?
– Нет, аналогий с Ворониным не проводят. Меня больше с Шевченко сравнивают. Про Воронина в клубе очень много рассказывают, особенно те, кто работал еще в те годы, когда Андрей здесь играл. Кстати, мне посчастливилось с ним познакомиться. Как-то он приезжал на домашний матч «Байера», и мы с ним поговорили, он дал мне пару дельных советов.
«Сейчас вот в FIFA-2015 активно рублюсь»
– Чем занимаешься в свободное от футбола время?
– Люблю в FIFA поиграть. Сейчас вот в FIFA-2015 активно рублюсь. Если, скажем, тренировка в 18:00, то есть достаточно времени, чтобы наиграться в виртуальный футбол.
– Командные турниры проводите?
– Конечно! Особенно когда на сборы едем. Да и когда мини-сбор проводим, всегда берем с собой Playstation. В свободное время от тренировок собираемся, играем. Скажу, что во время этих турниров эмоции бьют через край, накал страстей очень даже нешуточный (Смеется).
– И кто в «Байере» чемпион?
– Да по-разному бывает. Все неплохо играют, поэтому матчи нервными и получаются.
– Как тебе Леверкузен, который сам по себе город промышленный и какими-то туристическими особенностями не отличается?
– Да, вы правы. Фармацевтический завод «Байер» здесь практически полгорода занимает. Но Леверкузен – очень уютный. Да и есть тут на что посмотреть, центр красивый. Плюс в 15 минутах езды от Леверкузена находиться Кельн, а в 20 – Дюссельдорф. Поэтому когда появляется свободное время, посещаю и эти города. Там точно уже есть на что посмотреть.
«Не повезло, что в плей-офф к Евро-2015 попали на Германию»
– Молодежная сборная Украины в раунде плей-офф квалификации к Евро-2015 уступила команде Германии с общим счетом – 0:5. Насколько это был сильный удар для команды?
– Счет действительно получился очень обидным, но сказать, что мы были на пять голов хуже за немцев, не могу. Да, они играли лучше нас, смогли у нас дома забить три безответных мяча. Мы же, пропустив в первом тайме, второй – провели очень плохо, сыграли неправильно, допустили грубые ошибки. В ответном матче счет на табло до 89-й был ничейным, но потом мы дважды пропустили. Понятно, что игра забывается, а счет остается, и теперь многие могут сказать, что мы безвольно уступили немцам. Но ведь это не так, мы не стали под них подстраиваться, хотели сыграть в свой футбол, выполнить план на игру. У них действительно хорошая команда, которая укомплектована очень сильными футболистами. Да что говорить, если у немцев футболисты к 21-му году уже по два-три сезона играют в Бундеслиге. Естественно, что они и «взрослее» нас, и опытнее. Нам просто не повезло, что в плей-офф попали на немцев: на сегодняшний день безо всякого преувеличения это – одна из сильнейших команд в своей вековой категории. Уверен, Германия и на Евро будет претендовать на чемпионство.
– Когда вернулся в клуб, с Лено общался?
– Я с ним сразу после ответной игры говорил. Бернд сказал, что во втором матче мы неплохо играли, и временами даже превосходили его команду. Но все-таки побеждает сильнейший, и Германии больше повезло.
– Он не говорил, почему в противостоянии с Украиной Хрубеш сделал ставку на тер Штегена?
– Он был очень расстроен, что ему не удалось сыграть хотя бы в одном матче плей-офф, ведь в «Байере» – он игрок основного состава, а в сборной – оказался лишь вторым номером. Но он парень упертый, своего точно добьется.
– Сергей Ковалец говорил, что во всех игроков этой «молодежки» есть хорошие шансы пробиться в национальную команду страны. Что нужно для того, чтобы Михаил Фоменко обратил на тебя внимание?
– Самое главное – играть. Иметь стабильную игровую практику в своем клубе, играть, забивать, быть полезным для команды. Тогда, думаю, вызов в сборную будет делом времени. Пока же мне еще нужно пробиться в «основу» «Байера», а потом уже ждать вызова от тренерского штаба национальной сборной.
Источник: MatсhDay (автор – Кирилл Пинчук)