Германия – чемпион мира не только по игре в футбол, но и по воспитанию футбольных талантов. Топ-клубы страны ежегодно инвестируют в работу с молодежью более 100 миллионов евро. Результат налицо: не за горами времена, когда попадание в состав 16-летнего игрока станет в бундеслиге вполне обычным явлением.
В одном из районов Гамбурга 60 мальчишек и девчонок бегают по футбольному полю. Большинство одеты в футболки национальной сборной, на спинах мелькают фамилии Мюллер и Нойер. Сентябрьский вечер, вторник. Районная команда «Альстерталь Лангенхорн» пригласила живущих по соседству пятилетних ребятишек на их первую тренировку. Народу собралось много – двум тренерам приходится кричать, чтоб их слова были слышны среди общего гама.
Для начала юным футболистам нужно пробить в стену с десяти метров – как можно сильнее и как можно точнее. После этого они должны провести мяч через все поле туда и обратно. Один за другим. Тренеры делают пометки в своих блокнотах. Через час они делят детей на группы – сильную и слабую. Начиная с этого момента группы тренируются раздельно. Так и работает футбольная система в Германии: отсев, оценка, сортировка. Начиная с первой тренировки. Начиная с самых маленьких.
***
В футбольных секциях Германии занимаются 1,3 миллиона детей до 14 лет. Согласно опросу, проведенному по заказу компании Lego, в рейтинге «профессий мечты» карьера профессионального футболиста занимает у юных немцев второе место. Сразу после ветеринара.
По всей стране созданы «футбольные ясли» – вроде тех в Гамбурге, о которых я только что рассказал. Количество желающих превышает все мыслимые масштабы. Кое-где даже пришлось приостановить набор детей возрастом от шести до восьми лет.
Победа национальной сборной на мировом чемпионате в Бразилии привлекла в футбольные секции тысячи ребят, вселив в их души новую мечту. Если кому-то из них суждено проявить особый талант – он попадет в систему Немецкого футбольного союза (DFB) – и в недалеком будущем получит шанс стать новой звездой.
А ведь прошло не так уж и много времени с тех пор, как над игроками сборной издевались все кому не лень, утверждая, что «их место на свалке». Чемпионат Европы 2000 года в Бельгии и Голландии обернулся для бундестим полной катастрофой: возрастная команда не смогла преодолеть групповой этап, заработав одно-единственное очко и забив один-единственный гол. «Германия стыдится вас» – с таким заголовком вышла газета BILD, самая популярная в стране. А игрок национальной сборной Кристиан Циге признал, что команда была не чем иным, как «кучкой дерьма».
На тот момент не было единой системы поддержки и развития юных талантов, клубы испытывали острый дефицит молодых игроков. Немецкий футбольный союз попал под огонь жесточайшей критики. И как раз в 2000 году Германия получила специальную субсидию как организатор ЧМ-2006. Хозяева чемпионата боялись опозориться. Как следствие – союз принял решение об открытии новых футбольных школ для подростков 13-17 лет, а также о том, что профессиональным клубам первой и второй лиги надлежит создать специализированные центры по подготовке молодых футболистов. Так был запущен механизм поиска футбольных вундеркиндов.
***
За молодежный футбол и развитие талантов в Немецком футбольном союзе отвечает Ульф Шотт – именно он занимался выстраиванием нынешней системы.
«Каждое дарование должно получить шанс на то, что его обнаружат и поддержат в развитии», – считает Шотт. Но есть одна особенность: хороших условий заслуживают не только лучшие из лучших. Даже те футболисты, кому не грозит «золотое будущее», вправе рассчитывать на поддержку.
«Не важно, как развивается ребенок – опережая большинство сверстников или несколько отставая от них, – продолжает Шотт. Не важно и то, в каком регионе он растет. Наша цель – предоставить каждому возможность получить профессиональную поддержку. В других странах молодому игроку должно повезти, чтобы он оказался замечен серьезным клубом. Мы же стремимся минимизировать влияние случайностей».
Для выполнения этой миссии каждые выходные на работу выходят 1300 детских тренеров: именно они отбирают новых игроков для своих футбольных школ. Всего таких школ по Германии – свыше 350. В них тренируют самую талантливую футбольную молодежь из соседних городков, а лучшие попадают в центры подготовки молодых футболистов при профессиональных клубах, где их готовят к жизни профессионалов.
Центры подготовки молодых футболистов – сердце системы воспитания новых игроков. 90% состава национальной сборной прошли через такого рода футбольные академии: так, Марио Гетце занимался в системе дортмундской «Боруссии», Томас Мюллер – в мюнхенской «Баварии».
***
Один из самых известных центров – академия клуба «Майнц», именно здесь начинал свою карьеру Андре Шюррле. Фолькер Керстинг, руководитель этой академии, поясняет: «Наш приоритет – подготовка собственных кадров. Наши финансовые возможности несопоставимы с Мюнхеном или Дортмундом, так что мы вынуждены самостоятельно готовить игроков для первой команды».
В 2011 году Шюррле перешел из «Майнца» в леверкузенский «Байер», а затем в «Челси». На этом «Майнц» заработал 14 миллионов евро – серьезные деньги для клуба с годовым бюджетом 24 миллиона. И почти пятую часть этих средств клуб инвестирует в работу своей академии.
Она расположилась в VIP-помещениях стадиона «Ам Брухвег». Вплоть до 2011 года здесь проводились официальные матчи первой команды, а сегодня арена переоборудована в современнейшую кузницу футбольных кадров. Здесь есть комнаты для разбора матчей в записи, а также классы домашней работы и дополнительных занятий – ведь каждый из игроков должен думать не только о спорте, но и о школьной программе.
В академии «Майнца» тренируются около 250 талантов. Самым юным из них – 8 лет. На тренировках им прививается традиционный стиль клуба: выдвинутая вперед линия обороны и выверенные передачи низом. С детскими и юношескими командами работают порядка 70 специалистов, среди которых есть даже эксперты по вопросам социальной педагогики и правильного питания. Есть здесь и «медийщик», который учит будущих «профи» давать интервью, рассказывает им о том, что можно писать в твиттере и на фейсбуке, а что нет. Регулярно проводятся лекции о воздействии табака, алкоголя и наркотиков – или, к примеру, о махинациях букмекеров. Юным футболистам рассказывают даже о том, сколько и в какое время они должны спать.
«Наша задача – приучить их к образу жизни профессионального спортсмена, – поясняет Керстинг. – В то же время 13 – 14 лет – это золотой возраст для обучения, и мы должны это использовать, предоставляя ребятам необходимые знания».
Слушатели академии начинают свой день в 7.30 утра с атлетической тренировки. Затем их ждут школьные занятия, а вечером – командная тренировка. У старших команд до 9 тренировок в неделю плюс игра на выходных. «Их загрузка даже выше, чем у профессионалов, – продолжает Керстинг. – Подчас приходится следить за тем, чтобы ребята не «перегорели».
***
Сейчас в Германии работает 46 подобных академий, там обучается свыше 5000 юных футболистов. И, к примеру, в Леверкузене у каждой юношеской команды есть своя раздевалка. В академии работают четыре врача, два специалиста по уходу за газоном и даже тренер по игре головой. А в дортмундской «Боруссии» к играм на больших аренах молодежь настраивают с привлечением психологов.
Попасть в такую академию – главная мечта молодых талантов, несмотря на то, что ради карьеры профессионала им придется от многого отказаться. Бастиан Швайнштайгер вспоминает о днях, проведенных в молодежной академии «Баварии»: «Мне казалось жутко несправедливо, что все мои друзья идут веселиться, а я сижу в академии и мне нельзя выйти за ее стены. Но в итоге оно того стоило. Сейчас я там, где и хотел быть».
***
Лишь пятеро из тысячи молодых игроков будут приняты в футбольную академию. Из них в лучшем случае один сможет пробиться в первую команду. Для остальных мечта о карьере профессионального футболиста пойдет прахом. Кто-то закончит с футболом, кто-то продолжит играть на любительском уровне.
Но пусть вершины достигают единицы, новая система поддержки талантов стала революцией в немецком футболе. Десять лет назад игроки с немецким паспортом составляли лишь 51% от общего числа выступающих в бундеслиге – а сейчас таковых уже 66%. Тенденция налицо.
Инвестиции в подрастающее поколение значительно омолодили и чемпионат, и национальную сборную. Средний возраст немецкой команды на чемпионате в Бразилии составил 26,3 года. Для сравнения: средний возраст игроков российской сборной – 28 лет, аргентинской – 28,9 года.
Руководитель майнцской академии Фолькер Керстинг считает, что процесс омоложения еще не закончен: «Времена, когда 22-летний игрок считался молодым, прошли. В будущем появление на поле 16-летнего игрока – даже в официальном матче бундеслиги – уже не будет никого удивлять».
Источник: «Спорт-Экспресс» (автор – Лукас ЭБЕРЛЕ, корреспондент немецкого еженедельника Der Spiegel, специально для «СЭ»)